:

О негативных последствиях санкций против белорусских калийных удобрений

12.07.2023 г.

Республика Беларусь неоднократно поднимала вопрос о том, что санкции в отношении белорусских калийных удобрений, включая незаконный запрет Литвы на транзит белорусского калия, создают угрозу голода в мире и обеспечению глобальной продовольственной безопасности (до введения санкций доля Беларуси в мировой торговле калийными удобрениями составляла 20%).

Нехватка калийных удобрений в результате указанных ограничительных мер привела к их дефициту на мировых рынках и удорожанию и, соответственно, сокращению их использования, снижению урожайности и росту цен на продовольствие. Особо опасная ситуация, способная перерасти в масштабный голод, складывается в наименее развитых странах мира.

Эти выводы сделаны авторитетными международными организациями и агентствами.

1. В аналитических записках Целевой группы ООН по реагированию на глобальные кризисы по продовольствию, энергетике и финансам (13 апреля 2022 г. и 8 июня 2022 г.) отмечается, что вместе Беларусь и Россия экспортируют примерно пятую часть мировых удобрений. Утрата поставок удобрений из указанных стран привели к росту цен на удобрения быстрее, чем цен на продовольствие. Многие фермеры вынуждены сокращать производство, поскольку необходимые им удобрения становятся дороже зерна, которое они продают. Из-за этой ключевой проблемы с удобрениями мировое производство продовольствия в 2023 году, возможно, не сможет удовлетворить растущий спрос.

2. В совместных рекомендациях ФАО и ВТО для стран «Большой двадцатки» «Глобальные рынки удобрений и политика» от 14 ноября 2022 г. констатируется существенный рост цен на удобрения из-за сокращения их поставок на мировые рынки. Экспорт калийных удобрений из Беларуси резко снизился с 3,62 млн. тонн в первом квартале 2021 г. до 1,95 млн. тонн в первом квартале 2022 г. На Африку приходится всего 3-4% мирового использования удобрений, из которых примерно 50% поставляемых удобрений питают важные для Африки товарные культуры. Следовательно, сокращение использования удобрений будет иметь серьезные последствия, включая подрыв продовольственной безопасности некоторых аграрных сообществ.

3. В статье Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) от 9 ноября 2022 г.  подчеркивается, что в результате санкций экспорт белорусских калийных удобрений снизился с 9,1 млн. тонн (1 декабря 2021 г.) до 3,9 млн. тонн (1 декабря 2022 г.), а импортеры калийных удобрений могут отказываться от закупок в России и Беларуси из-за дополнительных затрат и рисков, связанных с ведением бизнеса с подсанкциоными странами.

4. В статье Всемирного банка от 5 января 2023 г.  отмечается, что мировые цены на калийные удобрения составили 562 долл. США за тонну по состоянию на 1 декабря 2022 г. по сравнению с 221 долл. США за тонну по состоянию на 1 января 2022 г. Экспорт калийных удобрений из Беларуси сократился более чем на 50% из-за ограничения на использование территории ЕС для транзита. В частности, Литва прекратила использование своей железнодорожной сети для транспортировки белорусского калия в порт Клайпеда, который обычно обрабатывает 90% белорусского экспорта.

5. В своих рекомендациях по третьему периодическому докладу Литвы от 30 марта 2023 г.  Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН выразил обеспокоенность принятыми литовской стороной мерами, которые препятствовали транспортировке калия из Беларуси, предназначенного для третьих стран Африки и Латинской Америки, что привело к нехватке удобрений и негативно сказалось на продовольственной безопасности в этих странах. Рекомендовано пересмотреть данные меры.

В 2021 году Беларусь и Россия почти в равных долях обеспечивали более 40% предложения калия, 35,9% покрывала Канада и 5,8% – США.

Доля Беларуси в мировой торговле калийными удобрениями в 2022 году сократилась до около 9%. Удельный вес России – до 16,4%. В результате выпадения объемов из Беларуси и России одновременно наблюдался рост цен на калийные удобрения.

Таким образом, санкции, введенные против калийной отрасли Беларуси, стали одной из основных причин существенного роста цен на удобрения в 2022 году, как следствие – резкого подорожания готовых продуктов питания. Так, цена на хлористый калий в Бразилии в 2022 году достигала исторического максимума в размере 1200 долларов США за тонну, а стоимость отдельных видов готовых продуктов питания выросла в несколько раз.

В наибольшей степени страдают от санкций уязвимые страны.

Доля Беларуси на рынках калийных удобрений Африки сократилась в 2022 году с 41,7% до 2,8%. Если в 2021 году Беларусь поставила в Африку около 632 тыс. тонн калия в 30 стран континента, то уже в 2022 году поставлено около 30 тыс. тонн в 6 стран. В частности, такие страны, как Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Реюньон, Танзания снабжались исключительно белорусскими удобрениями. По нашим расчетам на основе данных ФАО, почти полное исчезновение Беларуси из перечня поставщиков калия в 2022 году привело к падению урожая зерновых в Африке на 16,1%. В 2023 году поставки в Африку полностью парализованы из-за действий Литвы.

Дефицит калия на международном рынке невозможно восполнить в краткосрочном периоде: сложно быстро увеличить текущий объем производства действующих производителей, вход «новых игроков» требует существенных финансовых и временных затрат. Строительство новой шахты занимает минимум 5-7 лет с момента принятия решения и до получения первой тонны продукта.

Таким образом, если продовольственный кризис текущего периода связан с отсутствием доступа к удобрениям, то в последующие годы он может быть связан с отсутствием продовольствия, о чем неоднократно заявлял Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш.

Беларусь всегда вносила существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности, однако незаконные односторонние принудительные меры в отношении Беларуси ставят на грань голода население в уязвимых странах и ведут к продовольственной небезопасности в странах-инициаторах таких мер.

Беларусь в очередной раз настоятельно призывает задействовать потенциал ООН в отношении Литвы для того, чтобы она отказалась от политических манипуляций, злоупотребления своим транзитным положением и вернулась в русло выполнения своих международных обязательств.

Призываем отказаться от применения односторонних принудительных мер, которые не только противоречат международным обязательствам, в том числе в рамках выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, но и идут в разрез с положениями Устава ООН и соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти