:

О проекте изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь

10.01.2022 г.

15 марта 2021 г. Президент Республики Беларусь подписал указ о создании конституционной комиссии, которой было поручено разработать предложения по изменению Конституции Беларуси и обеспечить их всенародное обсуждение. В феврале 2022 г. обновленный вариант основного закона страны планируется вынести на референдум.

Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах в 1996 и 2004 гг.

Произошедшие в Беларуси события после президентских выборов в августе 2020 г. показали, в том числе, необходимость конституционной реформы. В феврале 2021 г. в пользу изменений в общественно-политической жизни страны высказались участники VI Всебелорусского народного собрания (ВНС). В мероприятии приняли участие 2,4 тыс. делегатов, представляющих различные слои населения.

ВНС – традиционный народный форум, который проводится в Беларуси с 1996 года в соответствии со статьей 37 Конституции Республики Беларусь («граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей»).

В обновленной Конституции появятся 1 новая глава, закрепляющая статус Всебелорусского народного собрания, и 11 новых статей, будут изменены и дополнены 83 статьи.

ВНС призвано выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти. Предполагается, что ВНС будет утверждать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития); инициировать проведение республиканского референдума; принимать решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления; принимать решение по предложению Президента о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; вводить на территории Беларуси чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.

Новая редакция Конституции предусматривает сохранение президентской формы правления. В части должности Президента предлагается установить более высокий возрастной ценз – 40 лет, ценз оседлости – постоянное проживание в Беларуси не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства – гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2-х сроков. В случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков Президент имеет право вводить на территории страны чрезвычайное положение.

Важной поправкой является возложение на председателя верхней палаты парламента – Совета Республики – полномочий Президента в случае вакансии этой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией.

В отношении деятельности парламента предлагается увеличить срок полномочий парламента с 4 до 5 лет. Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать генерального прокурора, председателей Комитета государственного контроля и правления Национального банка). Назначение на должности всех ключевых руководителей, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с парламентом. Предусматривается также, что членом Совета Республики пожизненно с его согласия будет являться Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.

В части избирательной системы и проведения референдумов предлагается, что республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей и Совета Республики, а также граждан; председатель и члены Центральной избирательной комиссии избираются на 5 лет и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием; право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом; запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами.

Предлагается также предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, а также закрепить статус Беларуси как государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.

Более подробную информацию об изменениях и дополнениях Конституции Республики Беларусь можно получить на сайте https://specreport.belta.by/referendum.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти